Развитие дизельной струи на основном
участке
На основном участке
развития струи каждая элементарная порция
впрыскиваемого топлива движется в осевом ядре
струи вплоть до ее вершины, где эта порция
оттесняется на периферию струи, резко тормозится
до полной потери начальной скорости и заполняет
оболочку струи. Часть массы элементарной порции
топлива рассеивается в оболочке струи по пути
движения к переднему фронту. При налете струи на
стенку, топливо попавшее в передний фронт
постепенно переходит в пристеночную зону.
Траектория струи и, соответственно, время и место
ее встречи со стенкой определяются с учетом
переносного влияния воздушного вихря. Процесс
взаимодействия топливной струи со стенкой
весьма сложен. В период укладки переднего фронта
струи на стенку на ней формируется
конусообразный уплотненный топливогазовый слой
в границах пятна, образованного пересечением
конуса струи с поверхностью стенки. После
быстрой укладки фронта струи на стенку топливо
начинает растекаться за пределы начального
пятна. Скоростной осевой поток струи, налетая на
стенку, уплотняет пристеночный слой, раздвигает
его границы, а часть потока движется над этим
слоем к его периферии. Форма пристеночного пятна
и скорость его растекания в различных
направлениях зависят от угла встречи струи со
стенкой. На рис. 1 показана типичная кинограмма
развития струи в камере сгорания.
Рис. 1. Контуры топливной струи и
характеристики движения ее вершины
в условиях
дизеля 12ДН23/30; n = 750 мин-1, gc = 0.62 г.
Обозначения:
1. U скорость движения вершины струи и границ
пристеночного потока;
2. l расстояние от форсунки до вершины струи и
границ пристеночного потока;
3. параметры боковых образующих пристеночного
потока;
4. параметры верхней образующей пристеночного
потока;
5. параметры нижней образующей пристеночного
потока;
6. параметры движения свободной струи.
Кинограмма получена К.И.Коптевым,
В.В.Гавриловым, В.А.Плотниковым (С.-Петербургский
кораблестроительный институт). Топливо
впрыскивалось в бомбу с иммитатором поршня.
Распылитель 7х0.4мм. Скорость съемки 3700 кадров/с.
При подлете струи к
наклонной стенке наблюдается небольшое
отклонение вершины струи от оси распыливающего
отверстия в сторону тупого угла встречи со
стенкой. Это обусловлено образованием перед
струей уплотненного воздушного потока, который
первым вступает во взаимодействие со стенкой и
вызывает предварительный поворот вершины струи.
Налетев на стенку, струя растекается вверх и вниз
по ее поверхности.
На графиках рис. 1.
показано изменение во времени скорости U и
пути l продвижения внешних границ
пристеночного потока (ПП) в указанных
направлениях. Анализ графиков рис. 1. указывает на
то, что характеристики движения потоков вдоль
стенки подобны тем, что наблюдаются при
свободном развитии струи, но уровень скоростей
ниже и зависит от направления потока. Это
связано, во-первых, с тем, что наблюдается не
распространение конусной струи, а изменение
границы растекающегося овального пятна,
во-вторых, близость стенки увеличивает
гидродинамическое сопротивление ПП. Аналогичные
результаты получены и в других исследованиях.
Направленный вверх по
стенке поток быстро попадает в узкий
надпоршневой зазор, и в стесненных условиях
растекается как по гребню поршня, так и по крышке
цилиндра. Продвижение топлива вдоль стенки
замедляется по сравнению со свободным развитием
струи из-за трения потока о стенку, рассеивания
кинетической энергии струи с отраженными от
стенки каплями и др. Кроме того, на движение
пристеночного потока оказывает влияние
воздушный вихрь в КС. Пристеночный поток
неоднороден по структуре, плотности,
температуре, что затрудняет расчет испарения
топлива. Поэтому целесообразно в пристеночном
потоке, как и в свободной струе, выделить три
характерные зоны с осредненными показателями
тепло- и массообмена (рис. 2).
Расчетная схема дизельной
струи. |
Обозначения:
- Разреженная оболочка струи.
- Уплотненное осевое ядро.
- Уплотненный передний фронт.
- Разреженная оболочка пристеночного потока.
- Уплотненное ядро пристеночного потока.
- Передний фронт пристеночного потока.
- Конусообразное осевое ядро пристеночного
потока.
|
Рис. 2. Характерные зоны топливной
струи в камере сгорания дизеля.
Первая зона -
конусообразное осевое ядро на стенке (7),
сформировавшееся при укладке на стенку фронта
струи. В дальнейшем состав этого ядра непрерывно
обновляется за счет новых масс топлива,
подлетающих к стенке. Вторая зона - пристеночный
слой топлива, растекающегося за пределы
начального пятна (5). Третья зона - разреженная
оболочка над пристеночным слоем (4), куда
переходит часть топлива заторможенного в
переднем фронте(6) пристеночного потока. При
растекании топлива по стенке,
распространяющийся во все стороны пристеночный
поток, который еще и деформируется вихрем, может
пересечь какую-либо характерную границу,
разделяющую зоны с различными условиями
испарения и горения топлива, например, переход от
боковой наклонной к торцовой горизонтальной
поверхности гребня поршня, или дальнейшее
перетекание пристеночного потока на поверхность
зеркала цилиндра и др. Возможно также смыкание
пристеночных потоков соседних струй. Во всех
этих случаях масса топлива, перешедшего границу,
находится из решения задачи пересечения
характерных зон.
Вернуться в раздел
"РК-модель".
|